Полезные статьи

Педагогический дизайнер — востребованная специальность для педагогов

Специальность педагогический дизайнер сейчас одна из перспективных и востребованных. В том числе из-за все более активного проникновения информационных технологий в образование. 

О таком ходе событий специалисты говорили еще несколько лет назад. Но пандемия COVID-19 дала сильный импульс к ускоренному развитию онлайн-образования, повысила его востребованность. 



По данным исследования, проведенного EdMarket, «Нетологией» и Talent tech, объем российского рынка онлайн-обучения b2c к концу 2020 года достиг 38,5 млрд рублей. И это при ежегодном росте на уровне 20%.



В начале 2021 года, как пишет «Российская газета», аналитики также прогнозировали рост онлайн-образования на уровне 20—25% в нынешнем году. 
Как отмечает РБК-Тренды, по осторожным прогнозам аналитиков, к концу 2021 года рынок онлайн-образования вырастет до 56—60 млрд рублей. 
В равной степени это относится и к онлайн-курсам дополнительного образования и повышения квалификации.

Поэтому сейчас для педагогического дизайнера открываются большие перспективы как в профессиональном плане, так и в плане построения собственного бизнеса. Соответственно, и получении прибыли от него.

Что должен знать и какими навыками обладать педагогический дизайнер?

Начнем с того, что педагогический дизайнер должен разбираться в педагогике и теории образования, в методике преподавания, знать закономерности усвоения знаний, освоения навыков. И не только. Он должен любить и уметь работать с современными IT-технологиями. 

Перед ним стоит интереснейшая задача. Совместно с экспертами он придумывает, как сделать так, чтобы информация для учеников и студентов стала доступна и понятна, чтобы преподносилась в занимательной форме.

Кстати, сам дизайнер не обязательно должен быть специалистом в том курсе, который проектирует. Он всегда работает в тесной связке с экспертами.

Как упоминалось выше, знания педагогического дизайнера должны быть широкими. Он обладает несколькими важными компетенциями:

  • владеет современными педагогическими и IT-технологиями и инструментами;
  • умеет выявлять проблему и находить пути ее решения;
  • знает модели педагогического проектирования;
  • владеет приемами педагогического проектирования.



Он четко понимает, что такое педагогическая деятельность, разбирается в теории и практике, способен самостоятельно разработать и при необходимости запустить собственные онлайн-курсы в тандеме с IT-специалистом и маркетологом или самостоятельно. 

Посмотрим еще на несколько компетенций, которыми обладает педагогический дизайнер.

1.Разбирается в педагогике и теории образования. Знает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ) 

В частности, знает, что Закон разрешает коммерческим организациям обучать через вебинары, тренинги, мастер-классы по своим программам и расценкам. Важно, чтобы программы были рассчитаны не более, чем на 72 часа, если организация не имеет образовательной лицензии. Именно поэтому педагогические дизайнеры на законных основаниях могут создавать собственные онлайн-курсы.

Для того, чтобы грамотно подбирать преподавателей, формировать квалифицированный педагогический коллектив своих курсов, он должен четко разбираться в педагогических специализациях, определяемых законом «Об образовании в Российской Федерации»: 

  • Педагог профессионального обучения
В законе профессиональное обучение определяется как процесс получения и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков. Но без повышения уровня образования. То есть речь идет об учебных заведениях среднего специального профессионального образования — училищах, техникумах, колледжах.

Поэтому, если мы говорим о педагоге профессионального обучения, мы имеем в виду преподавателей именно этих учебных заведений.

  • Педагог профессионального образования
Профессиональное образование — это процесс получения профессиональных знаний и навыков с повышением уровня образования. И соответственно, с повышением квалификации — специалист, бакалавр, магистр. Здесь речь идет об обучении в высших профессиональных учебных заведениях — институтах, академиях, университетах.

И педагоги профессионального образования — это преподаватели в высших учебных заведениях.

  • Педагог
В законе «Об образовании в Российской Федерации» нет прямого определения «педагог». Но есть определение «педагогический работник».

Педагогический работник — физическое лицо, связанное трудовыми отношениями с образовательной организацией. 

  • Педагог дополнительного профессионального образования (ДПО)
Программы ДПО нацелены на повышение квалификации или приобретения конкретных умений и навыков. Поэтому сроки обучения здесь более короткие, чем общеобразовательные. Центры ДПО и профессиональной переподготовки, как правило, организованы и действуют при высших учебных заведениях.

Педагог ДПО помогает обучающимся повысить квалификацию или освоить новую специальность.

  • Мастер производственного обучения
Именно мастер производственного обучения в училищах, техникумах и колледжах помогает ученикам освоить азы профессии на практике. Обычно за ним закрепляется одна или несколько групп учащихся. 


2. Педагогический дизайнер способен разработать и запустить собственные онлайн-курсы. Поэтому он должен четко понимать структуру, знать, как работает каждый ее элемент

Модель курсов дополнительного образования может быть представлена вот такой схемой:


В зависимости от тематики, целей и задач курсов она может дополняться. Но основа ее будет такова. 

Преподавание на онлайн-курсах ведется с применением разных форм преподавания. Педагогический дизайнер подбирает наиболее оптимальные или комбинирует форматы для конкретного курса. Для этого он  хорошо знает и понимает их суть:

  • Видеоурок
Может быть записан в двух вариантах:
а) Видеозапись лектора в студии. На готовую запись можно наложить презентации, инфографику, таблицы, другие материалы; 
б) Видеозапись презентации с экрана (скринкаст) и озвучка голосом.

Достоинства видеоурока: 
а) Наглядность; 
б) Компактность; 
в) Возможность передать большой объем информации за короткое время.

Недостатки:
а) Высокая стоимость качественной видеосъемки;
б) Со временем контент устаревает, нужно делать повторную съёмку урока.

  • Вебинар
Живое выступление, когда в вебинарной комнате присутствуют и лектор, и студенты. В ходе вебинара лектор может демонстрировать на экране презентации, таблицы, графики или другие наглядные материалы. Все участники вебинары могут общаться друг с другом через чаты или опросы.

Достоинства: 
а) Прямой контакт лектора и слушателей;
б) Минимальные финансовые затраты.

Недостатки:
а) Слушатели лишь пассивно участвуют в занятии;
б) Возможны технические накладки.

  • Аудиоматериалы, подкасты
В этом случае студенты могут только прослушать информацию, без видеоряда. Этот формат обучения более полезен, когда необходимо регулярно повторять учебный материал. Например, когда нужно выполнять упражнения для отработки навыков.

Достоинства:
а) Мобильность.

Недостатки:
а) Нет наглядности и интерактивности;
б) Высокая стоимость аудиозаписи. Часто для записи нужна профессиональная студия.

  • Лонгрид
По сути, лонгрид — это длинная обучающая статья. В нее обязательно добавляются визуальные материалы: видеофайлы, таблицы, графики, фотоматериалы. Такая статья читается быстро и с интересом.

Достоинства:
а) Мобильность: читать лонгрид можно в удобное время;
б) Лонгрид — всегда увлекательная статья, дополненная историями и примерами, что многократно улучшает восприятие информации.

Недостатки:
а) Нет интерактивности. Но этот вопрос решается включением в лонгрид тестов и творческих заданий;
б) Отсутствие практического применения полученной теории, если в статью не включены тесты и задания.

  • Чаты
Этот формат используется для организации общения между студентами. Также в чатах студенты могут задавать вопросы кураторам курса или преподавателям. Иногда здесь же выкладываются обучающие материалы, вопросы и задания по урокам.

Достоинства:
а) Чаты всегда способствуют неформальному общению между студентами, что повышает их заинтересованность, дает возможность обменяться опытом;
б) Также чаты полезны и для кураторов курсов. Здесь они видят настроение студентов, их мотивацию.

Недостатки:
а) Хаотичность общения. В чатах единовременно может идти несколько диалогов.

  • Проверочные форматы
Их может быть несколько, в зависимости от того, что нужно проверить, — знания или навыки. Для проверки знаний уместно применять тесты и творческие задания. Навыки удобно проверить через интерактивные форматы, моделирование, ролевые игры. 

Защита проектов или квалификационных работ позволит проверить и знания, и навыки.


3.Но для того, чтобы курсы были качественными, пользовались спросом, занятия должны проводить высококвалифицированные специалисты.

Поэтому педагогический дизайнер, оформляя курс, должен знать и понимать профессиональные требования, предъявляемые к преподавателям:

  • Эксперт — специалист, который обладает знаниями и опытом в своей профессиональной сфере. Приглашать экспертов важно и на этапе создания курсов, и для преподавания.

  • Куратор курса — человек, на плечи которого ложится забота о студентах. Он готов прийти на помощь обучающемуся в любой ситуации, найти ответ на любой его вопрос. Важно, чтобы на должность кураторов привлекались люди, способные понимать, сопереживать и помогать.

  • Тьютор — специалист, который помогает осваивать учебный материал студенту. То есть проводит индивидуальные занятия, следит, чтобы его подопечный не пропускал занятия и вовремя выполнял задания. Помогает разобраться со сложными темами. В отличие от куратора, тьютор работает со студентами один на один. Куратор же ведет всю группу. В последнее время все чаще на курсах вводится штатная должность тьютора. Эта профессия становится популярной.


Педагогический дизайнер или методист?

На этом вопросе остановиться необходимо, потому что зачастую между этими двумя педагогическими квалификациями ставят знак равенства.

На первый взгляд, действительно не очень понятны различия. Ведь задача методиста в том, чтобы помочь педагогам максимально эффективно выстраивать свою работу. Методист — это опытный преподаватель, знающий теорию педагогики, методику преподавания и имеющий практический опыт. И он всегда специалист только в какой-то одной специализации. Например, в преподавании гуманитарных или точных наук, в производственном обучении.

Педагогический дизайнер умеет смотреть шире и глубже. Он может не быть экспертом в какой-то из специализаций, но, тем не менее, знает, как эффективно выстроить преподавание любого направления обучения.

Поэтому знак равенства между двумя этими педагогическими квалификациями поставить никак нельзя. А вот в тандеме два таких специалиста смогу достичь очень многого.

Как педагогу получить дополнительный заработок?

Ответ на этот вопрос очевиден: обучиться новой профессии. Далее работать по найму или создавать собственные курсы.

Получить новую профессию можно, пройдя обучение на онлайн-курсах в Actual Skills Academy. Одно из основных направлений здесь — педагогическая деятельность. Именно сюда включено обучение профессии «Педагогический дизайнер». 

Слушателем может стать любой желающий. Для этого нужно подать заявление и подготовить пакет необходимых документов.

После приказа о зачислении на курс предоставляется доступ к образовательной платформе, где размещены уроки и необходимы учебные материалы. Слушать теорию и сдавать тесты в конце каждого раздела можно в комфортном ритме, без отрыва от основной работы.

Здесь же, на платформе, проводятся вебинары, где слушатели задают вопросы преподавателям.

Программы онлайн-курсов Actual Skills Academy не ограничиваются только подготовкой педагогических дизайнеров. Любой преподаватель может выбрать ту программу повышения квалификации или переподготовки, которая ему необходима.

Программ несколько:
  • Педагог профессионального обучения;
  • Педагог профессионального образования;
  • Педагог;
  • Педагог дополнительного профессионального образования;
  • Мастер производственного обучения.

Во время обучения на курсах слушатели получают необходимые для педагогов знания:
  • Законодательные основы педагогической деятельности;
  • Теорию и методику преподавания;
  • Основы и особенности создания и запуска онлайн-курсов;
  • Структуру курсов дополнительного образования для педагогов.

В конце обучения каждый слушатель готовит и защищает выпускную квалификационную работу. Получает диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации в соответствии с требованиями законодательства. 

Подробную информацию можно получить на сайте Actual Skills Academy: aaskills.ru 
Запишитесь на курсы и реализуйте свой творческий потенциал, получите новую востребованную профессию.

Алена Шульева, Екатеринбург