Полезные статьи

Современные ювелиры: кто и зачем приходит в профессию

Современные ювелиры: кто и зачем приходит в профессию

Когда-то ювелиры передавали мастерство по наследству. Нужно ли сегодня быть представителем династии или можно прийти учиться профессии «с улицы»? Кто сегодня учится ювелирному делу и какие навыки нужны новым ремесленникам?


Современные ювелиры: кто и зачем приходит в профессию


Мода на саморазвитие и осознанность привела к тому, что люди заново учатся ценить авторскую, ручную работу, хотят иметь и создавать уникальные вещи. Хэндмейд популярен во всем мире. В Европе ремесленники — уверенные представители среднего класса. В России возрождение ремесел началось недавно. По какому пути развивается ювелирное дело сегодня?



Возрождение ювелирного ремесла


В 18−19 вв. в Костромской губернии были целые деревни мастеров, занимавшиеся изготовлением крестиков, образков, серег, колец. Знаменито, например, село Красное-на-Волге. Местные артели делали «масс-маркет» и продавали на ярмарках. Недорогие вещи можно было увидеть практически в каждом крестьянском доме. Особой популярностью пользовалась техника скань — скрученные из тонкой серебряной (посеребренной) проволоки кружевные узоры. Материала шло мало, изделия стоили недорого и хорошо продавались. Сейчас, при взгляде на эти украшения невозможно представить, что их делали вручную, без особых технологических изысков.

Не менее популярна была финифть — роспись по эмали. Иконки, шкатулки, броши из эмали делали в Ростове, Вологде, Усолье.


В советское время многие технологии были утрачены. Мастера были вынуждены были убрать из изображений религиозные мотивы. В ювелирных магазинах преобладала штамповка с заводов. Возможно, качественная, но лишенная души.

С развитием технологий и появлением новых материалов история ювелирного дела вышла на новый виток спирали. Проснулся интерес к вещам, которые созданы вручную, несут отпечаток личности мастера или сделаны на заказ для конкретного человека.

Изменилось отношение потребителей. Если раньше ювелирные украшения были инвестицией, то сейчас авторская составляющая труда ценится не меньше. Стилисты «отменили» необходимость статусных, дорогих украшений, на первое место ставят дизайн и идею, с удовольствием работают с локальными брендами.

Любимые украшения — не обязательно дорогие. Важна не только эстетика, но и кем подарено, о чем напоминает. Вы заказываете подарок, ювелир, как проводник, сохраняет вашу любовь к близкому человеку в украшении. А если вещь делают на заказ, мастер вкладывает в нее частичку своей души.


Все это привлекает в ювелирную отрасль людей, которых двумя десятилетием раньше сложно было бы представить в этой профессии.



Новое поколение ювелиров


Сегодня, чтобы стать ювелиром, не обязательно принадлежать к династии. Пол и возраст тоже не важны. Раньше ювелирка считалась «вредным» производством из-за работы с вредными сплавами и жидкостями, работа требовала физических сил, поэтому преобладали мужчины. Сегодня, благодаря развитию разных направлений и возможности отдать некоторые операции на аутсорсинг, ремесло охотно осваивают женщины.

Тренд в середине жизни менять профессию набирает обороты. Человек работает много лет врачом, банковским служащим, менеджером, неплохо зарабатывает, но настоящего удовлетворения не получает. Надоедает рутина, бюрократия, срочные вызовы или авралы. Хочется заниматься делом, при котором результат зависит только от тебя. Работать руками, получать конкретный результат.

Люди, для которых ювелир — не первая профессия в жизни, уже имеют опыт и образование. Но они не хотят опять долго учиться и только потом встретится с реальной работой. «Взрослым» новичкам важно начать сразу практиковаться, по-возможности, зарабатывать новой профессией, видеть перспективы и возможности масштабирования. У ювелиров такая возможность есть. Получив минимальные навыки, можно устроиться подмастерьем в мастерскую, делать простые операции, перенимать приемы. Потом, накопив опыт, можно открыть свою мастерскую. Но не все стремятся сделать создание украшений постоянной работой. Для кого-то это хобби, отдушина.

Привлекает ювелирное дело и выпускников школ. Детские мечты выковать кольцо всевластия могут перерасти в серьезную профессию. Плюсом будет свежесть восприятия, энтузиазм и смелость. Минусом — свойственное юным желание пробовать новое, из-за которого многие быстро меняют сферу деятельности.

Семейные бизнесы по-прежнему существуют. Есть тандемы, где муж и жена или отец и сын работают в паре. Например, один берет на себя творческую составляющую составляющую — дизайн, разработку моделей, другой силен в коммерции и продвижении. Или один делает более сложные операции, второй занимается черновой обработкой.



Технари или художники?


Использование новых технологий привело к тому, что в ювелирном деле могут найти свое место «технари». При этом им придется тренировать насмотренность и, возможно, устранять пробелы в истории искусств.

Те, кто, умеет рисовать, обладают развитым художественным вкусом и креативным мышлением, по-прежнему востребованы. Но в технологиях разбираться все равно придется, особенно, если работа ювелира для вас не хобби, а бизнес.

В любом случае, если вас интересует прикладное искусство и возможность сочетать творчество и изучение технологий, стоит присмотреться к профессии ювелира.



3D модели и другие технологии


Для ювелирной отрасли всегда было характерно черпать вдохновение в истории и художественных произведениях минувших эпох. Мы встречаем в современных коллекциях реминисценции культур Древнего мира или Средневековья. Некоторые мастера идут по другому пути и пытаются воссоздать старинные украшения до мельчайших деталей.

Но при внешнем сходстве не всегда возможно воссоздать технологический процесс. К тому же, современные технологии упрощают самые трудоемкие и рутинные этапы.

Например, при ювелирном литье кольца, подвески или другого украшения делают эскиз, модель из воска, потом из гипса и только после этого отливают из металла и дорабатывают заготовку вручную.

Сегодня художник может обдумывать первичные идеи в молескине — это дело личного выбора. Но 3D моделирование позволяет проработать визуальный образ украшения, а потом напечатать модель на 3D-принтере или станке с ЧПУ (числовым программным управлением). Это меняет форму общения заказчика и мастера. Первый получает наглядное представление «как это будет», а второму проще внести изменения в компьютерную модель проще, чем изготавливать новый образец. Расчет параметров изделия с помощью компьютерной программы увеличивает качество. Но, несмотря на использование технологий, каждое изделие сохраняет авторский стиль и обрабатывается вручную.

Другое интересное направление — лазерная гравировка. При ручной гравировке мастеру очень трудно добиться идентичности изображений на разный изделиях. В некоторых случаях разумно довериться технике под управлением опытного специалиста, разумеется. Лазер позволяет создать на металле, в труднодоступных местах, текстуру «шагрень» или гильошь (волнообразный объемный узор).

Плюсы нового оборудования очевидны. Минусы в том, что оно стоит дорого. Но начинающий ювелир может арендовать место в коворкинге или делать отдельные этапы (например, печать 3D-моделей) у подрядчиков.



Где учиться


Курсы ювелиров при Actual Skills Academy — это возможность получить знания об истории и главных направлениях ювелирного искусства, освоить базовые навыки:
  • выколотку,
  • ковку,
  • пайку,
  • филигрань,
  • выпиловку.

Ученики делают первые украшения, составляют портфолио и получают советы по старту в профессии.

Выпускники получают сертификат об окончании и, при успешной защите выпускной работы, разряд.

В процессе обучения вы будете слушать лекции и выполнять задания, советоваться с опытными мастерами и однокурсниками. Общение — важный компонент обучения. Вы приобретете связи в комьюнити ювелиров, которые помогут дальнейшему профессиональному росту.