Иногда мебель приносят в реставрационную мастерскую в… сумке. Вместо стола, кресла или тумбочки — груда обломков. Или все так плохо, но ножек не хватает, дверцы потрескались, фурнитура сломана. Дерево от многократного «укрепления» гвоздями или неподходящим клеем буквально рассыпается в руках.
Этапы реставрации — восстановление ломберного столика
Ломберные столы придумали специально для карточной игры ломбер. Поверхность покрывали сукном, чтобы игроки записывали мелом ставки, а потом стирали. В Россию мода на этот предмет мебели пришла во второй половине XVIII века. К этому времени столы стали делать складными. Сукно при складывании убиралось внутрь.
Такой стол отец одного из студентов мастерской нашел на чердаке при капитальном ремонте дома постройки XIX в Москве. Предмет привезли на дачу, и он 25 лет жил на чердаке пока, наконец, не дождался реставрации.

Предмет должен «отлежаться»
Когда мебель попадает в мастерскую, работать с ней начинают не раньше, чем через неделю — точный срок зависит от конкретного изделия. Это нужно, чтобы материалы «привыкли» к новой температуре и влажности.
Паспорт реставрации — для чего он нужен
Паспорт реставрации — документ, в котором описана художественная ценность объекта, состояние и этапы работы с ним. Мастер ищет сколы, трещины, потертости, недостающие детали, порванную обивку, фотографирует дефекты. Потом точно так же фиксирует каждый этап реставрации: как исправили повреждение, какие материалы использовали. Получается полный отчет о работе, который потом передают заказчику вместе с восстановленным предметом.
Нашему столику относительно повезло — он всегда хранился в сухом помещении, но температура и влажность часто менялись, поэтому лак вздулся и потрескался.
В паспорте ломберного столика отметили:
● поверхность грязная, со сколами;
● некоторые фрагменты орнамента скрыты пятнами масляной краски;
● шпон в некоторых местах отслоился;
● трещина на царге;
● часть бронзовой накладки отсутствует;
● петли, соединяющие части столешницы, сломаны. Фактически, половинки столешницы просто лежат рядом;
В прошлом стол пытались ремонтировать — соединили царгу со столешницей с помощью половой доски и гвоздей.

Неожиданная находка — имя мастера
Музейные редкости, представляющие историческую и художественную ценность приносят в мастерскую реставратора не часто. Но любой предмет, которым пользовалось несколько поколений, расскажет вам интересную историю.
Вглядитесь в инкрустацию из шпона (маркетри). Стрела и факел, обрамление, напоминающее щит, строгие линии и цветочные композиции. Такой орнамент с военной атрибутикой и особенности конструкции характерны для стиля ампир первой трети XIX века (1825−1830 гг).
На внутренней стороне столешницы владельцы обнаружили надписи на французском языке. Фамилия мастера? — Увы, поиск по историческим базам данных ничего не дал.

Однако, когда столик разобрали, под кожаной обивкой нашли клеймо «ROMAIN MAGNIANT DOREUR 91.R.TRAVERSIERE 9b». Оказалось, что что это личное клеймо французского мастера-позолотчика середины XIX в. Romain Magniant работал с кожей, шелком, бархатом, но прославился именно оформлением мебели. До сих пор на европейских аукционах встречаются ломберные столы с именем мастера.
Подготовка объекта к реставрации
Иногда при реставрации нужно разобрать предмет, как конструктор, на детали.
Реставратор оценивает состояние каждого элемента.
Цель — максимально сохранить подлинность. Даже наполнение мягкой мебели, если оно в хорошем состоянии, используют повторно. Все детали и места соединений при разборке маркируют. После разборки приступают к очистке и удалению старой отделки.
У нашего ломберного столика шатались ножки. Их нужно было снять, чтобы исправить ошибки неумелой «починки».
Что сделал реставратор со столиком:
● снял царгу, ножки, бронзовую накладку и шарниры;
● места соединения очистил от старого клея;
● орнамент маркетри, выполненный шпоном из разных пород дерева, укрепили, чтобы он не рассыпался во время реставрации;
● детали очистили от старого клея. Лакированную поверхность очистили от загрязнений и подготовили к замене утраченных элементов шпона.
Восстановление фрагментов маркетри столешницы и царги.
Ответственный момент — замена недостающих деталей. В нашем случае — замены выпавших элементов орнамента. Конечно, сегодня можно выбрать готовый шпон по каталогу, но технологии изготовления изменились с XIX века. В частности, современный шпон очень тонкий, всего 0,4 мм, и с таким материалом практически невозможно работать так, как это делали два века назад.

Что сделал реставратор:
● заменил утраченные фрагменты маркетри столешницы и царги шпоном, подобрав наиболее подходящие древесные породы, подклеил отслоения шпона;
● выровнял вмятины, трещины и царапины, подготовил для финальной отделки;
● восстановил конструктивную целостность всех элементов царги и собрал ее
● восстановил конструктивную целостность участка нижней столешницы;
● удалил сохранившиеся фрагменты кожаной отделки внутренней части столешницы и подготовил этот участок для наклейки ткани сходного оттенка (желание владельца);
● тонировал фрагменты конструкции;
● подготовил все поверхности для нанесения политуры;
● заполнил трещины и поры клеевой шпаклевкой с опилками, взятыми с поврежденных фрагментов древесины каркаса;
● провел полировку шеллачной политурой, а в местах со сложной конфигурацией поверхности — шеллаком;
● наклеил ткань и установил бронзовые декоративные накладки;
● выполнил сборку и проверку всех конструктивных элементов стола.
Результат
Если речь идет о музейной реставрации, то главная задача — восстановить подлинность, максимально сохранить «родные» элементы. А при коммерческой реставрации восстанавливают функциональность. Именно к этому стремился реставратор столика и достиг успеха.

Стол можно использовать как журнальный, а можно — по прямому назначению — разложить столешницу и играть в любые настолки. В любом случае, он будет радовать владельцев не одно десятилетие.
Статья подготовлена в партнёрстве с НОЧУ ДПО "РУССКАЯ АКАДЕМИЯ РЕМЁСЕЛ