Полезные статьи

Этапы реставрации на примере ломберного столика


Иногда мебель приносят в реставрационную мастерскую в… сумке. Вместо стола, кресла или тумбочки — груда обломков. Или все так плохо, но ножек не хватает, дверцы потрескались, фурнитура сломана. Дерево от многократного «укрепления» гвоздями или неподходящим клеем буквально рассыпается в руках.


Этапы реставрации — восстановление ломберного столика


Ломберные столы придумали специально для карточной игры ломбер. Поверхность покрывали сукном, чтобы игроки записывали мелом ставки, а потом стирали. В Россию мода на этот предмет мебели пришла во второй половине XVIII века. К этому времени столы стали делать складными. Сукно при складывании убиралось внутрь.

Такой стол отец одного из студентов мастерской нашел на чердаке при капитальном ремонте дома постройки XIX в Москве. Предмет привезли на дачу, и он 25 лет жил на чердаке пока, наконец, не дождался реставрации.


Предмет должен «отлежаться»


Когда мебель попадает в мастерскую, работать с ней начинают не раньше, чем через неделю — точный срок зависит от конкретного изделия. Это нужно, чтобы материалы «привыкли» к новой температуре и влажности.



Паспорт реставрации — для чего он нужен


Паспорт реставрации — документ, в котором описана художественная ценность объекта, состояние и этапы работы с ним. Мастер ищет сколы, трещины, потертости, недостающие детали, порванную обивку, фотографирует дефекты. Потом точно так же фиксирует каждый этап реставрации: как исправили повреждение, какие материалы использовали. Получается полный отчет о работе, который потом передают заказчику вместе с восстановленным предметом.

Нашему столику относительно повезло — он всегда хранился в сухом помещении, но температура и влажность часто менялись, поэтому лак вздулся и потрескался.

В паспорте ломберного столика отметили:


● поверхность грязная, со сколами;
● некоторые фрагменты орнамента скрыты пятнами масляной краски;
● шпон в некоторых местах отслоился;
● трещина на царге;
● часть бронзовой накладки отсутствует;
● петли, соединяющие части столешницы, сломаны. Фактически, половинки столешницы просто лежат рядом;

В прошлом стол пытались ремонтировать — соединили царгу со столешницей с помощью половой доски и гвоздей.

Ломберный столик до реставрации


Неожиданная находка — имя мастера


Музейные редкости, представляющие историческую и художественную ценность приносят в мастерскую реставратора не часто. Но любой предмет, которым пользовалось несколько поколений, расскажет вам интересную историю.

Вглядитесь в инкрустацию из шпона (маркетри). Стрела и факел, обрамление, напоминающее щит, строгие линии и цветочные композиции. Такой орнамент с военной атрибутикой и особенности конструкции характерны для стиля ампир первой трети XIX века (1825−1830 гг).

На внутренней стороне столешницы владельцы обнаружили надписи на французском языке. Фамилия мастера? — Увы, поиск по историческим базам данных ничего не дал.

Клеймо мастера

Однако, когда столик разобрали, под кожаной обивкой нашли клеймо «ROMAIN MAGNIANT DOREUR 91.R.TRAVERSIERE 9b». Оказалось, что что это личное клеймо французского мастера-позолотчика середины XIX в. Romain Magniant работал с кожей, шелком, бархатом, но прославился именно оформлением мебели. До сих пор на европейских аукционах встречаются ломберные столы с именем мастера.





Подготовка объекта к реставрации


Иногда при реставрации нужно разобрать предмет, как конструктор, на детали.
Реставратор оценивает состояние каждого элемента.
Цель — максимально сохранить подлинность. Даже наполнение мягкой мебели, если оно в хорошем состоянии, используют повторно. Все детали и места соединений при разборке маркируют. После разборки приступают к очистке и удалению старой отделки.

У нашего ломберного столика шатались ножки. Их нужно было снять, чтобы исправить ошибки неумелой «починки».


Что сделал реставратор со столиком:


● снял царгу, ножки, бронзовую накладку и шарниры;
● места соединения очистил от старого клея;
● орнамент маркетри, выполненный шпоном из разных пород дерева, укрепили, чтобы он не рассыпался во время реставрации;
● детали очистили от старого клея. Лакированную поверхность очистили от загрязнений и подготовили к замене утраченных элементов шпона.


Восстановление фрагментов маркетри столешницы и царги.


Ответственный момент — замена недостающих деталей. В нашем случае — замены выпавших элементов орнамента. Конечно, сегодня можно выбрать готовый шпон по каталогу, но технологии изготовления изменились с XIX века. В частности, современный шпон очень тонкий, всего 0,4 мм, и с таким материалом практически невозможно работать так, как это делали два века назад.

Маркетри в процессе реставрации


Что сделал реставратор:


● заменил утраченные фрагменты маркетри столешницы и царги шпоном, подобрав наиболее подходящие древесные породы, подклеил отслоения шпона;
● выровнял вмятины, трещины и царапины, подготовил для финальной отделки;
● восстановил конструктивную целостность всех элементов царги и собрал ее
● восстановил конструктивную целостность участка нижней столешницы;
● удалил сохранившиеся фрагменты кожаной отделки внутренней части столешницы и подготовил этот участок для наклейки ткани сходного оттенка (желание владельца);
● тонировал фрагменты конструкции;
● подготовил все поверхности для нанесения политуры;
● заполнил трещины и поры клеевой шпаклевкой с опилками, взятыми с поврежденных фрагментов древесины каркаса;
● провел полировку шеллачной политурой, а в местах со сложной конфигурацией поверхности — шеллаком;
● наклеил ткань и установил бронзовые декоративные накладки;
● выполнил сборку и проверку всех конструктивных элементов стола.



Результат


Если речь идет о музейной реставрации, то главная задача — восстановить подлинность, максимально сохранить «родные» элементы. А при коммерческой реставрации восстанавливают функциональность. Именно к этому стремился реставратор столика и достиг успеха.

Столик после реставрации

Стол можно использовать как журнальный, а можно — по прямому назначению — разложить столешницу и играть в любые настолки. В любом случае, он будет радовать владельцев не одно десятилетие.

Статья подготовлена в партнёрстве с НОЧУ ДПО "РУССКАЯ АКАДЕМИЯ РЕМЁСЕЛ