Полезные статьи

Онлайн-курсы антиквариата в ASA

На какой доход можно рассчитывать, работая с антиквариатом, где покупать и продавать вещи, и какие навыки необходимы для удачных сделок. Как хорошее вино: чем старше, тем ценнее. Об этом короткий обзор.


Разве это не мечта — постоянно находиться в окружении прекрасных вещей, которые не только радуют, но и приносят доход?


Зарабатывать на эстетике позволяет антикварный рынок. Прибыль от инвестиций в старину составляет 15—30% годовых, столько же и даже меньше способны обеспечить только вложения на фондовых биржах. Почти на треть ежегодно дорожают монеты, ордена, фарфор и бумажные деньги, на 10% увеличивается цена раритетных книг и фотографий. На 10—25% увеличивается стоимость старинного оружия, в 2—3 раза — картин именитых художников. Мебель и предметы декора обеспечивают более скромный доход, зато стабильно пользуются спросом — у антикваров, дизайнеров и просто ценителей прекрасного.

Впрочем, все зависит от ценности предмета старины. Риски антикварного рынка заключаются в неумении определить значимость артефакта: без навыков анализа легко приобрести фальшивку, пропустить действительно ценный раритет или продать за бесценок особую, эксклюзивную вещь.

Основатель проекта «Дом-Музей» Ираклий Месхия с досадой рассказывает, как однажды отказался от покупки картины Шагала всего за 1000 долларов, поскольку другие коллекционеры посчитали ее подделкой. А это был подлинник, цена которого впоследствии выросла многократно.




Шагала, однако, встретишь в обороте не часто, в отличие от огромной массы менее ценных вещей. Любопытно, что строгого определения антиквариата российское законодательство не дает. Исходя из положений разных правовых актов, в том числе уже не действующих, к антикварным принято относить изделия, созданные более 50 лет назад. Но в этом сегменте присутствует одновременно и ничего не стоящий ширпотреб, и объекты с культурной, исторической и художественной ценностью. Шансы отыскать интересные в плане инвестиций вещи зависят не только от способности разбираться в старине, но и от места поисков.


Блошиный рынок, магазин или интернет-ресурс: масштабы возможностей


Барахолки старьевщиков сохраняют позиции даже в цифровой век, во многом благодаря атмосфере — душевной и ностальгической. Отыскать по-настоящему ценные экземпляры чего бы то ни было на рынках сложно, но исключать удачу нельзя. Выгодно продать раритеты тоже возможно — на российские «блошинки» нередко заглядывают знатоки. В Европе ситуация немного иная, известные на весь мир базары в Амстердаме, Париже, Вене и других культурных столицах куда богаче на сокровища, что обусловлено вековыми традициями антикварной торговли.




Основную долю российского рынка занимают магазины и ярмарки. Но, как и в случае с барахолками, в России значение физических площадок не столь велико, как на Западе. Основные игроки сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, однако и они редко предлагают уникальную и дорогую старину. Точками распространения предметов роскоши остаются аукционы, самые крупные из которых в мире — Sotheby's, Christie's и MacDougall's. В России долгое время лидировал «Гелос», совмещавший салонную и аукционную торговлю. В 2021 году на рынке действует несколько крупных игроков, часть из которых — в узкой специализации.

На смену реальным сделкам стремительно приходят виртуальные, что в том числе обусловлено пандемией. По данным отчета The Art Market международной художественной ярмарки Art Basel & UBS, в 2020 году электронные продажи предметов искусства достигли рекордного уровня в 12,4 млрд долларов. По сравнению с 2019 годом объемы увеличились более чем в два раза. И хотя статистика учитывает не только антиквариат, тенденция роста налицо. Электронные площадки — интернет-магазины и онлайн-аукционы — предлагают гораздо больше возможностей, сосредотачивая огромное количество игроков со всего мира. Шансы отыскать интересные варианты и продать свои экземпляры увеличиваются многократно, а кроме того, это просто удобно: участникам сделок не обязательно тратиться на дорогу и проживание, так как отправлять и получать изделия можно по почте.




Российские Интернет-ресурсы для торговли антиквариатом


Одним из первых в стране тенденцию подхватил аукционный дом «Гелос», но в настоящее время организация не действует. Из некоторых активных и наиболее авторитетных аукционов, проводящих виртуальные публичные торги, можно отметить:

  • «Литфонд» — в основном работает по направлению «Антикварная книга», но также торгует живописью, графикой, фарфором, стеклом, бронзой. Проводит около 50 аукционов в год. Является членом Международной гильдии антикваров-книжников. Эксперты «Литфонда» сертифицированы Министерством культуры РФ и имеют богатый опыт атрибуции антиквариата. Для сложных экспертиз компания привлекает ведущих сотрудников крупнейших отечественных библиотек и музеев.

  • Аукционный дом «Русская Эмаль» — работает со всем ассортиментом антиквариата, продает скульптуры, фарфор, картины, ювелирные украшения, книги, мебель и многое другое. Проверку товаров проводят ведущие специалисты в области искусства и антиквариата, при необходимости привлекаются научные работники и эксперты Русского Музея, Эрмитажа, Оружейной палаты и других ведущих музеев России. Формированием каталогов занимаются профессиональные историки и искусствоведы, фотографы и дизайнеры.

  • ARTinvestment — специализируется на живописи и графике. Решение об участии в торгах компания принимает на основе подробного описания работы, а также результатов экспертизы и письменных подтверждений подлинности от наследников художника, предоставленных владельцем произведения (при наличии того и другого). Картины, отмеченные в базе аукциона красным индикатором инвестиционного риска, для участия в торгах не рассматриваются.

  • Аукционный дом «Кабинетъ» — специализируется на русской живописи и графике XVIII — начала ХХ вв. и русской кабинетной бронзовой скульптуре, но также продает традиционные образцы фалеристики и нумизматики, букинистические редкости, предметы декоративно-прикладного искусства (ДПИ). Предлагаемые на продажу лоты при необходимости сопровождаются экспертными заключениями. Компания самостоятельно проводит исследования по желанию продавца, но за его счет.

  • «Российский аукционный дом» — проводит публичные торги по продаже произведений живописи, предметов ДПИ, ювелирных изделий, а также букинистические аукционы. Компания оказывает услуги по экспертизе и оценке, привлекая специалистов ведущих профильных организаций страны: Государственного Русского музея, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и Российской государственной библиотеки в Москве. Произведения ДПИ изучают эксперты, аттестованные Росохранкультурой.

  • «Аукционный дом Егоровых» — торгует русской классической живописью и графикой, а также антикварными книгами и другими печатными раритетами. Первым в российской истории провел аукцион редких автомобилей и теперь регулярно устраивает продажи ретро-техники. Периодически реализует ювелирные изделия, бронзовую скульптуру, иконы, коллекционные монеты и медали. Принимая товар на торги, оказывает содействие в проведении экспертизы для установления подлинности и иных характеристик, влияющих на стоимость лота.

  • «Аукционный дом №1» — реализует старинные предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, полиграфическую продукцию, ювелирные изделия, иконы и мебель. Компания утверждает, что каждый заявленный лот проходит тщательную проверку, включающую атрибутирование и выявление художественных особенностей. Произведения дорогих художников выставляются с экспертными заключениями ведущих музеев и профильных научно-исследовательских учреждений. 


Кроме онлайн-площадок с аукционами действует множество интернет-магазинов. Привычную форму купли-продажи по фиксированной цене часто предлагают и сами аукционные дома, но публичные торги традиционно преобладают в сфере антиквариата.


Бойкая торговля: чем хороши аукционы


Аукционы — как ярмарки: привлекают внимание заинтересованной публики, выступают точками притяжения продавцов и покупателей. Антикварный предмет может годами пылиться на прилавке салона, потеряться среди тысяч подобных на страницах интернет-магазина, но попав на публичные торги, он сразу становится заметным. Желающие купить ценный артефакт быстро находят подходящий объект, а продавцы получают возможность оперативно реализовать свой товар.

При этом у покупателя достаточно времени для изучения приглянувшейся вещи. Не нужно торопиться и переживать, что товар перехватят — продажа состоится ровно в назначенный день, до наступления которого можно спокойно ознакомиться с работой, убедиться в ее подлинности, посоветоваться со знатоками и навести справки. Если организована предпродажная выставка, покупатели могут вживую осмотреть экземпляры.
Вещи с солидных аукционов котируются выше купленных с рук, поскольку имеют определенную гарантию подлинности и юридической чистоты. Ведь лоты проходят проверку у экспертов площадки, а документы, выдаваемые покупателю, формируют надежный провенанс (историю владения или, по-другому, бытования). Купленный раритет через время можно продать на том же аукционе, затратив минимум усилий, — уже принятый однажды товар аукционный дом возьмет на торги охотнее. 

Деятельность аукционов окутана множеством легенд, вроде тех, что безделицы там продают за огромные деньги, цены завышают, а новичков обманывают. И хотя каждый из слухов основан как минимум на одной реальной истории, действительная опасность сильно преувеличена. Аукцион остается одной из самых прозрачных форм торговли антиквариатом — устроители дорожат репутацией. А самое популярное убеждение — что стоимость любого предмета будет максимальной и, возможно, неоправданно высокой — не более чем миф.

Зачастую на публичных торгах произведение можно купить дешевле, чем в галереях или у частных дилеров. Знатоки рекомендуют делать ставку даже в том случае, если эстимейт (предварительная оценка предмета аукционным домом) не по карману — всегда есть вероятность, что другие претенденты по каким-то причинам не станут участвовать в борьбе. В таких ситуациях может выиграть сумма, не превышающая оценочную стоимость.
Иногда аукционы проходят с понижением цены, их называют голландскими. Традиционные английские могут стартовать с символической оценки — например, в 1 рубль. Недорого купить можно также непроданный в предыдущих торгах раритет — в этих случаях стартовую сумму часто снижают.

А вот продавцы раритетов имеют возможность получить за свой лот существенно больше, чем рассчитывали. Этому способствует состязательный дух публичных торгов. В атмосфере азарта, в эмоционально накаленной обстановке претенденты часто поднимают цену до суммы, значительно превышающей стартовую стоимость. В «Литфонде» с молотка ушло единственное прижизненное издание поэмы Хлебникова «Ладомир» — при эстимейте 1,5—1,6 млн рублей итоговая цена составила 18 млн рублей.




Недостатки и риски у аукционной торговли, конечно, тоже есть. Онлайн-формат добавляет особенности, хотя кардинально картину не меняет.


Кот в мешке: чего опасаться на аукционах


Основной риск универсален для любой формы торговли антиквариатом — это возможность купить подделку. Даже идеальный провенанс и заключение профильных экспертов не гарантируют подлинности. Фальсификат может быть настолько искусным, что собьет с толку самых искушенных специалистов.

В 2008 году в России прогремела история с фальшивками картин художника-передвижника конца XIX века Александра Киселева. Под его полотна маскировали работы голландских живописцев, созданные в тот же период, а значит, совпадающие с произведениями Киселева по составу красок и даже манере письма. Благодаря такой хитроумной технологии картины получили заключения о подлинности от искусствоведов Третьяковской галереи и Всероссийского художественно-реставрационного центра имени Грабаря.


Впоследствии заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева признала, что из 215 работ разных художников, которые Россвязьохранкультура включила в каталог возможных подделок, 96 прошли экспертизу музея и получили статус подлинников. «Это наши ошибки, и мы их признаем», — отрапортовала Иовлева.


Если ошибаются даже такие эксперты, то что делать рядовым любителям старины? К счастью, по-настоящему искусных подделок не так много, создавать их — дело хлопотное и дорогое. А имитируют в основном картины дорогих художников, редкие монеты и ордена. Придирчивый отбор экспертно-закупочных комиссий при аукционных домах отсеивает откровенные фальшивки, а сами коллекционеры распознают их благодаря навыкам атрибутирования. Умение выявлять новодел приходит с опытом, но крепкие базовые знания помогут наработать его быстрее.



Атрибуция — определение подлинности предмета, его авторства, времени и места создания. Овладеть этим искусством сегодня можно за довольно короткий срок.


Принцип работы любого аукциона —  caveat emptor, «пусть покупатель будет бдителен». Это означает, что участники приобретают вещи под свою ответственность, устроитель не отвечает за какие-либо ошибки и отсутствие необходимой исторической, библиографической или иной информации в каталоге с описанием лотов. Между тем, устроители обязуются принимать все необходимые меры, чтобы предоставить участникам аукциона достоверную информацию о предметах. Вещь можно вернуть, только если она оказалась поддельной, в других случаях — например, когда состояние раритета хуже, чем представлено на фото и в описании, — предъявлять претензии будет сложнее.

Риски получить не совсем то, что хотелось, характерны для покупок через интернет.
Как сообщает главный ежегодный отчет об онлайн-продажах HISCOX Online Report, выпускаемый компанией ArtTactic, в 2020 году 75% коллекционеров отказались дистанционно приобретать картины из-за невозможности осмотреть их физически, а 67% — из-за беспокойства об истинном состоянии сохранности работ.

Онлайн-платформы решают эти проблемы так:

  • Предоставляют сертификат подлинности, информацию о происхождении работы, состоянии сохранности в открытом доступе или по запросу;

  • Показывают изображения товаров в высоком разрешении, используют механизмы увеличения изображения, дополнительной визуализации (3D), виртуальной и дополненной реальности;

  • Гарантируют возврат покупки с доставкой за счет клиента или свой (характерно для интернет-магазинов).




Исследование ArtTactic показывает, что количество покупателей искусства, довольных онлайн-услугами, медленно, но растет. За последний год только 10% клиентов нашли различия в заявленном и итоговом состоянии сохранности предметов, тогда как в прошлых сезонах расхождения обнаруживали до 36% респондентов.

Аукционные дома организовывают предпродажные выставки, где вещь можно оценить вживую. Но если возможности посетить показ нет или он не предусмотрен, вся надежда на качественные фотографии каталога. По запросу устроители могут организовать виртуальный осмотр по видеосвязи, предоставить подробный отчет о состоянии лота.

Если по правилам торговой площадки продавцы обязаны привезти товар на аукцион, устроитель может своими силами провести профессиональную фотосъемку. Но чаще владельцы сами должны подготовить изображения. Хорошие фотографии и подробное описание требуется еще на этапе подачи онлайн-заявки. От качества фото и полноты сопроводительной информации зависит решение устроителя — принимать или не принимать товар на торги. Отдельные площадки работают только в онлайн-режиме и не предусматривают проверку, оценку и описание предмета. В этом случае качественные изображения и детальная характеристика — единственные для продавца способы привлечь покупателя и избежать его претензий к состоянию лота.


Товар лицом: как выставить антиквариат на аукцион


Чтобы выставить вещь на торги, не обязательно сразу везти ее устроителям. Зачастую заявку можно подать онлайн, подробно описав предмет и предоставив его фотографии. Например, форма обращения аукциона ARTinvestment предусматривает такие данные, как ФИО автора работы, годы жизни, название, год создания, материал, техника, размер, оформление. Кроме того, необходимо сообщить сведения об истории бытования произведения, предоставить результат экспертизы и другие письменные доказательства подлинности от профильных экспертов, назвать резервную цену.

Фотографии должны содержать изображения лицевой и оборотной сторон картины, отдельно — подписи автора, надписей и прочих пометок, быть хорошего качества — нормальной резкости, освещенности и цветопередачи, размером не менее 300—400 Кбайт. 




«Аукционный Дом №1» в обращении к продавцам на сайте напоминает, что для успеха на торгах вещь необходимо грамотно преподнести: использовать фото высокого разрешения, демонстрирующие раритет с разных ракурсов, и составить полноценное описание. Компания рекомендует поработать над легендой — дополнить аннотацию интересными фактами из истории бытования. При необходимости эксперты аукционного дома готовы помочь с определением цены и подготовкой описания лота. Привозить предмет в офис компании не нужно, после торгов владелец сам отправляет его покупателю.




Торговая площадка Auction.ru также работает полностью в онлайн-режиме и просит использовать фотографии, достоверно изображающие предмет при хорошем освещении на белом или светлом фоне. Рекомендовано внимательно отнестись к классификации — товар, размещенный в неподходящей категории, не будет востребован и может быть снят с торгов.



На онлайн-курсе антикварного дела  Actual Skills Academy отдельный блок посвящен цифровым технологиям учета изделий. Как сделать качественную фотографию, отобразить детали, подчеркнуть красоту предмета — всему этому вы научитесь на занятиях. А также профессионально описывать антикварные вещи — верно классифицировать, определять технические характеристики и составлять провенанс.



Кроме грамотной презентации товара, важно правильно определить цену. В этом помогут базы данных и профильные обзоры. Мировой лидер арт-рынка по статистике цен на картины — французская база Artprice, аналитику о продажах русского искусства собирает ARTinvestment. Это платные источники, а чтобы получать информацию безвозмездно, можно просматривать архивы аукционов и следить за текущими торгами. Отдельные площадки, как, например, Auction.ru, регулярно публикуют итоги продаж. Самым дорогим лотом платформы в июне 2021 года стал золотой червонец 1923 года «Сеятель» с ценой 390 500 рублей.

Однако любые источники дают лишь приблизительное представление о стоимости похожих вещей. Ведь кроме автора, времени, материала, техники значение имеют уникальность, сохранность, провенанс и мода. А еще — текущая экономическая ситуация в стране и мире. Изучить механизмы формирования цен на рынке антиквариата, критерии и методы определения ценности антикварных предметов вы можете на обучении антикварному делу в Actual Skills Academy.


Кто больше? Эстетство под стук молотка


Благодаря интернету элитарный способ торговли стариной сегодня доступен каждому. Аукционные площадки предлагают разные способы удаленного участия: можно заранее сделать заочную ставку и заниматься своими делами, а можно подключиться к онлайн-трансляции и присутствовать на реальных торгах.

Удобно прежде всего покупателю, но и продавцы могут найти платформу, где не нужно доставлять товар в офис компании. А если нужно, то площадка скорее всего окажет содействие в экспертизе, оценке, реставрации и презентации антикварного предмета. Словом, всегда можно найти комфортный и выгодный для себя формат.
Главное — внимательно ознакомиться с правилами аукциона. Конечно же, услуги устроителей будут платными. В русских компаниях с победителя взимают комиссию в размере 5—20% от итоговой цены, возможны сервисный сбор за участие через интернет-платформу — 1—3%, неустойка на случай отказа от ставки — от 10%. Продавцы платят 0—15% от резервной стоимости или максимальной ставки, за снятие товара с торгов предусмотрен штраф — около 10%.

Вникнув в работу аукциона, вы наверняка увлечетесь этим процессом — это действительно интересно. А еще открывает большие возможности для коллекционирования и инвестиций. Преподаватели курса «Антикварное дело» в Actual Skills Academy помогут сделать первые шаги в антикварном мире, где вас ждут интересные перспективы и уникальные эстетические впечатления.

Москва. Специально для ASA Елена Елесина.